От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

0 22

Октябрьская революция изменила отношения не только между полами, но и внутри одного пола. В 1917 году была отменена статья за мужеложество, что подарило гомосексуалам почти 15 более-менее свободных лет. В это время в Петрограде-Ленинграде расцветает культура травести, устраиваются вечеринки и даже мужские свадьбы.

Студенты Императорского училища правоведения. Архив Ольги Хорошиловой Фото: arzamas.academy

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Запретная любовь

С 1832 года в России наказывали за мужеложество ссылкой в Сибирь и лишением всех прав. Приговор выносили по итогам перекрёстного допроса и врачебного осмотра, но применялась статья нечасто. Громких уголовных дел наподобие суда над Оскаром Уайльдом в Российской империи не было.

В начале XX века гомосексуальность стали рассматривать как психическое отклонение. Правоведы обсуждали отмену уголовного преследования, а в обществе сложилось снисходительно-терпимое отношение к людям нетрадиционной ориентации. Дискуссию прервала Первая мировая война, а затем и революция.

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Петроградские травести. Начало 1920-х годов. Архив Ольги ХорошиловойФото: arzamas.academy

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Русский театр в лагере военнопленных. 1917 год. Архив Ольги ХорошиловойФото: lgbtru.com

Большевики гораздо решительнее подошли к вопросам личной жизни.

Владимир Ленин:

«Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят».

Советская власть упростила процедуру развода, разрешила аборты и продвигала свободные сексуальные отношения. Статью о мужеложестве не включили в Уголовный кодекс 1922 года, так что однополая любовь оказалась декриминализована. Свои и чужие, «аристократы» и «простые»

Несмотря на преследования и негатив, гомосексуальная субкультура начала формироваться уже в XIX веке. Особенно заметной она была в Петербурге. Столичные геи имели собственную систему опознавательных знаков: красные галстуки или платки, особые переглядывания, у самых смелых — макияж.

Ещё во время Первой мировой войны в городе сформировался кружок Михаила Бычкова. В квартире коллежского советника в Зоологическом переулке собирались мужчины, которые интересовались музыкой, театром и другими мужчинами.

Завсегдатаи салона именовали себя «аристократами». После революции, которая должна была всех уравнять, допуск на вечера у Бычкова получили и «простые» — матросы и красноармейцы. Хозяина они прозвали Мамулей за радушие и хлебосольство.

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Фото: zoom-journal.ruМатросы с молодыми людьми, переодетыми в платья

Бычков любил развлекать гостей номерами, для чего приглашал артистов-имперсонаторов. Они умело перевоплощались в женщин, придумывали программу, недурно пели и танцевали. Среди звёзд ранней травести-сцены были известны Лев Савицкий под псевдонимом Лю-Лю, Евгений Киселёв (Фру-Фру), Владимир Конверский (Валентина Сладкая), Денис Нестеренко (Дина). Они выступали не только на тематических вечерах, но и в кафе, красноармейских клубах. Дрэг-квин революционного времени участвовали и в инсценировках мужских свадеб.

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Петроградские травести. Начало 1920-х годов. Архив Ольги ХорошиловойФото: arzamas.academy

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Русский военнопленный-травести. 1917 год. Архив Ольги ХорошиловойФото: lgbtru.comСвадьба, которая превратила Петроград в мекку однополой любви

По словам современников, костюмированные свадьбы проводились вплоть до 30-х годов, но пока есть данные только по двум случаям. Первое бракосочетание состоялось в 1920 году и прошло спокойно. А вот вторая свадьба вылилась в знаменитое «дело петроградского клуба» и стала известна на всю страну.

В 1921 году матрос Афанасий Шаур, выслуживаясь перед новой властью, придумал план.

Он решил организовать мужскую свадьбу и сдать её участников как контрреволюционеров, которые задумали морально разложить Красную армию.

С первой частью Шаур справился отлично: на вечеринку явились 95 человек, связанных с военной службой. А дальше всё пошло не по плану.

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Фото: arzamas.academyУчастники мужской свадьбы. 1921 год. Архив Ольги Хорошиловой

Всех присутствующих на свадьбе задержали, в том числе и доносчика. Он тоже попал под подозрение. В ходе расследования с арестованными работал академик Бехтерев, который сделал вывод об их невиновности. К таким же заключениям пришли и органы. Мужчин отпустили.

О «деле петроградского клуба» писали в газетах, о нём рассказывал Бехтерев в лекциях в разных городах. Многие восприняли это как знак лояльного отношения к представителям ЛГБТ в Петрограде. В письмах Бехтереву писали:

«Из Одессы мы теперь массами бежим в центральную часть России, в частности, в Ленинград, где законность более соблюдается и где судьи могут разобраться в половом вопросе».

От Октябрьской революции к сексуальной: как Петроград стал столицей ЛГБТ-движения

Фото: lgbtru.com

В 1928 году Всемирная лига сексуальных реформ ставила СССР в пример как наиболее свободную и передовую страну. Но уже через пару лет гайки начали закручивать, а в 1934 году снова появилась уголовная статья за мужеложество.

Ещё больше интересных материалов о прошлом Петербурга ищите в нашем разделе.

Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

12 + 8 =